Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школьная неуспеваемость одна из основных проблем и в педагогической
психологии, и в педагогике, потому что ответственность за новые знания ребенок перекладывает на
гаджет, при этом не осознает, что он сам это знание не усвоил или усвоил поверхностно. При этом
происходит торможение умственных способностей, таких как анализ, синтез.
Причины неуспеваемости учащихся рассматривались многими педагогами и психологами, такими
как: А.Н. Леонтьев [34], Н.А. Менчинская, А.А. Смирнов и многими другими. Они называли
неподготовленность детей к школьному обучению, педагогическую запущенность, ослабленность
ребенка из-за длительных болезней, дефектов речи, недостатки зрения и слуха, умственная
отсталость, плохие взаимоотношения с одноклассниками и учителем, но с каждой из этих причин
связывается отставание лишь небольшого числа детей по отношению ко всем школьникам,
испытывающим трудности в обучении.
Выявлении этих причин - дело трудное, но, если будет желание помочь ребенку лучше учиться, их
можно ликвидировать. Если трудности в учебе проявляются у ребенка в младших классах, то они
будут мешать усваивать программу на протяжении всей школьной жизни.
Именно в начальной школе у детей закладывается фундамент знаний, который лишь пополняется в
дальнейшие годы. Именно в начальной школе формируются умственные способности, действия и
навыки, без которых невозможно дальнейшее обучение. Отсутствие этого фундамента приводит к
невозможности в полной мере овладения программой в старших классах, и такие дети просто
выпадают из обучения. Всего этого можно избежать, если оказать ребенку своевременную помощь.
А это возможно только после понимания трудностей, которые у него возникают.
Актуальность исследования состоит в том, что проблема школьной неуспеваемости, безусловно,
беспокоит всех. Причём беспокоит как представителей старшего поколения, так и младшего. Ведь
каждый ребенок мечтает хорошо учиться и достичь чего-то в жизни. Когда ребёнок впервые попадет
в школу, он чаще всего мечтает познакомиться с увлекательной школьной жизнью, мечтает о встрече
с мудрыми и добрыми учителями, о скорой возможности говорить с нами на нашем, взрослом
языке. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником». Когда
ребенок сталкивается с первыми трудностями в школе, у него сначала пропадает желание учиться,
затем он пропускает уроки, не выполняет домашнюю работу, грубит учителям и сверстникам, и в
конце концов становится «трудным» ребенком. Учитель должен помочь ученику преодолеть,
возникшие в обучении, трудности, или же принять меры по их профилактике. Так как масштабы
проблемы неуспеваемости только возрастают, то изучение психолого-педагогических причин
неуспеваемости школьников актуально.
3
Таким образом, целью нашей работы является выявление психолого-педагогических причин
школьной неуспеваемости и их преодоление.
Объект исследования – школьная неуспеваемость как психолого- педагогическое явление.
Предмет исследования - психолого-педагогические причины неуспеваемости школьников (на
примере цифрового поколения).
Гипотеза исследования состоит в том, что влиянию цифровой среды подвержены такие факторы, как
осанка, зрение, развитие мелкой моторики, концентрация внимания, объем памяти,
коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, эмоциональная связь с родителями,
атмосфера в семье, которые в свою очередь оказывают влияние на школьную успеваемость.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности школьной неуспеваемости как психолого- педагогического явления.
2. Изучить особенности когнитивной и личностной сферы цифровых детей дошкольного и
младшего школьного возраста.
3. Выявить и описать психолого-педагогические причины неуспеваемости школьников (на
примере цифрового поколения).
4. Разработать методические рекомендации для родителей младших школьников цифрового
поколения с целью преодоления и профилактики неуспеваемости.
Методологической основой исследования служат: системный подход - Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева,
личностно-ориентированный подход - Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а также труды П.П. Борисова,
И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Л.М. Фридман, Е.Е. Даниловой, С.Ю. Апшева, А.О. Гершман, И.В.
Крупник и др.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных и интернет-источников.
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
1.1. Анализ школьной неуспеваемости в научной литературе
Трудности, возникающие во время учебного процесса, особенно, проявляющиеся в начальной школе
значительно затрудняют овладение ребенком школьной программы. На начальном этапе дети
получают основные фундаментальные знания, которые в последующем развиваются, сплетаются
между собой и пополняются в будущем. Умственные операции: память, внимание, мышление -
получают свое развитие именно на начальном этапе обучения. Поэтому так важно овладеть
основным фундаментом знаний в начальной школе, так как при не овладении оным, ребенок
рискует столкнуться с трудностями в обучении, в овладении школьной программой не только на
начальном обучении, но и в старших классах. Ребята, столкнувшиеся с трудностями в начальной
школе, которые так и не смогли преодолеть, зачастую выпадают из школьной программы и всего
процесса обучения в целом. Поэтому так важно, чтобы ребенок на начальной ступени овладел
навыками учебы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью своевременного
выявления причин неуспеваемости, диагностики дефектов в учебной деятельности, а также помощи
ребенку в устранении причин неуспеваемости.
Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось и уделяется большое количество внимания.
Особо плотно познакомиться с данной проблемой мы можем на основе работ Божовича Л. И.,
Ананьева Б.Г., Выготского Л. С. [14] И других. Учитывая разные исторические периоды, данная
проблема всегда трактовалась по-разному и имела различные направленности. Мы познакомились с
работами современного психолога Боденко Б.С. и, проанализировав его систему взглядов на
развитие данной проблемы, смогли выделить пять периодов для выявления неуспеваемости в
обучении. Начальный период прослеживался с начала 1920 по 1930- е годы. На этом этапе
советскими учеными была предложена следующая гипотеза причин неуспеваемости. На фоне
неблагоприятной социальной среды, дети не получают достаточного внимания к своей личности, в
результате наблюдается отставание. Родители - важные люди, которые находятся рядом с ребенком
на всех этапах его развития. Так как родители не только передают на генетическом уровне
возможности обучения, но и влияют на нее в последующем путем воспитания и контроля, их
социальное происхождение играет немаловажную роль. Сторонниками биосоциального развития
неуспевающего ученика были такие ученые как: Блонский, Л.С. [6], Выготский [14], И.А., Армянов П.
П. Именно эти ученые попытались объяснить развитие неуспеваемости в рамках биологической
сферы, зависящей, непосредственно, от родителей.
Во втором периоде с 1940 - 1950-е годы была актуальна проблема уровня профессионализма
педагога. Такой точки зрения придерживались Гельмонт М. А. [15], Ривес С.М. и др. Главным
участником обучения является именно педагог. И то, каким будет образование, подача материала,
его усвоение, так же зависит от мастерства и умения преподносить материал. Ученые считали, что
чем выше уровень профессионализма учителя, тем больше вероятность того, что дети лучше будут
усваивать и запоминать материал, а затем беспроблемно его воспроизводить.
5
Третий период (1960 - 1970-е годы) характеризуется вниманием конкретно к личности учащегося и
его сформированности как участника процесса обучения и воспитания. Сторонниками данной идеи
были такие педагоги как: Бабанский Ю.К., Божович Л.И. и др. В целях предупреждения и
преодоления неуспеваемости они предлагали уделять особое внимание развитию личности ребенка,
его становлению как человека и индивида. Они считали, что только направленность на развитие
личности ребенка поможет избежать проблем с неуспеваемостью. Данной направленностью ученые
хотели повысить уровень интеллектуальной образованности детей, их умение самостоятельно
прогнозировать и выполнять свою работу. Данная программа предполагала гармоничное развитие
личности во всех сферах деятельности. В работах представителей четвертого периода (1980-е годы) -
Борисова П.П. [10], Калмыковой З.И. [25], Матюхина М.В. выделялись такие причины как: нарушение
психологических компонентов учебной деятельности. Мнение данных педагогов гласило, что
огромное влияние на успешность процесса обучения детей имеют их возрастные и индивидуальные
особенности. В современном мире наука пропагандирует теорию, состоящую из двух факторов
неуспеваемости: биологический и социальный. Педагог - психолог Безруких М. придерживается
мнения, что проблема неуспеваемости заключает в себе принятие педагогических, психологических,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный
ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.
; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. – URL : http://www.consultant.ru/document/-
cons_doc_LAW_140174 / (дата обращения: 04.03.2020)
2. Андреева О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников //
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014 вып. 5 [Электронный ресурс]:
https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN514.pdf дата обращения: 04.03.2020)
3. Артеменко О. Н. Научные подходы к определению взаимообусловленности уровня
умственного развития и успешности в учебной деятельности младшего школьника // Вестник
Ставропольского государственного университета. 2011. №73
4. Афонина, Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г. М. Афонина. – Ростов н/Д
: Феникс, 2014. – 512 с
5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая
Рос. Энцикл, 2015. – 528 с.
6
6. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения - М.: Академия педагогических наук
РСФСР, 1961
7. Блонский, П. П. Трудные школьники / П. П. Блонский. – М. : Работник просвещения, 1930. –
45 с.
8. Блонский, П. П. Школьная неуспеваемость / П. П. Блонский // Избранные педагогические
произведения – М. : Просвещение, 2001. – С. 527-568.
9. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – М. :
Международная педагогическая академия, 2002. – 328 с.
10. Борисов, П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их
преодоления / П. П. Борисов. – Якутск : Кн. Изд-во, 1980. – 95 с.
11. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и
второгодничества : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М. : МОПИ им. Н.К. Крупской, 2005. – 521 с.
12. Варич Л. А., Сорокина Ю. В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся
младшего школьного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С.
117 -122.
13. Володин, А. А. Анализ содержания понятия «организационнопедагогические условия : учеб.
пособие / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2. – С.
142- 153.
14. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр.
соч. 6 т. – М. : Меркурий, 2012. – С. 90-92.
15. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А. М. Гельмонт. – М. :
Просвещение, 2004. – 326 с.
16. Гизатуллина, А. В. Предупреждение неуспеваемости младших подростков в процессе
преподавания иностранного языка : автореф. дис. ….кандидата пед. наук. / А. В. Гизатуллина ;
Московск. гос. ун-т. – Москва, 2008. – 82 с.
17. Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе / Ю З. Гильбух. – М. : Знание, 1990. – 312 с.
18. Глоточкин, А. Д. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе / А.
Д. Глоточкин // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А. Д. – Тверь : изд-во ТГУ, 1994. – 357 с.
19. Данилов, М. А. Умственное воспитание / М. А. Данилов // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12 –
С. 70-86.
20. Добролюбов, H. A. Избранные педагогические сочинения / Н. А. Добролюбов. - М.: Изд-во
АПН, 1952. – 326 с.
21. Евстифеева Е. И., Османов Э.М. Проблемы адаптации первоклассников к образовательной
среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2007. т.12,
вып.3.
7
22. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. – М. :
Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с.
23. Зимняя, А. Н. Педагогическая психология / А. Н. Зимняя. – М. : Владос, 2006. – 243 с.
24. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.
В. Ипполитова // GenerakandProfessionalEducation. – 2012. – № 1. – С. 8-14.
25. Калмыкова, З. И. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития : учеб.
пособие / З. И. Калмыкова, И. Ю. Кулагина ; под ред. И. Ю. Кулагиной. – М. : Академия, 1996 – 186 с.
26. Калмыкова, Э. И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э. И.
Калмыкова. – М. : Знание, 1982. – 338 с.
27. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью / В. В. Козлов. – М. : Изд-во института
психотерапии, 2007. – 336 с.
28. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий / А. К. Колеченко. – СПб. : КАРО,
2004. – 432 с.
29. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч. – М. : Учпедгиз,
1955. – 651 с.
30. Костромина, С. Н. Методические рекомендации / С. Н. Костромина, А. Д. Ануфриев – М. :
1999. – 174 с.
31. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е.
Кравцова. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 69 с.
32. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Трикста, 2011
33. Кумарина, Г. Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников / Г. Ф.
Кумарина // Сов. педагогика, 1987. – № 2. - С. 117
34. Леонтьева, М. Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования / М.
Р. Леонтьева // Начальная школа. – 2014. – № 4. – С.5-11.
35. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая
программа развития когнитивной сферы учащихся I–IV классов / Н. П. Локанова. – М. : Ось-89, 2008.
– 130 с.
36. Печатникова, Л. А. Неуспевающих детей не бывает / Л. А. Печатникова // Учительская газета.
– 1998. - № 6. – С. 34-40.
37. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер ; пер. с англ. Е.Ю.
Чеботарева. – 2-е изд. В 2 т. Т. 2 – М.: Вече : АСТ, 2000. – 1152 с.
38. Рубинштейн, М. М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой / М. М.
Рубинштейн. – М. : Мир, 1927. – 310 с.
8
39. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики / В. С. Селиванов. – М. : Изд. центр «Академия»,
2005. – 176 с.
40. Славина, С. С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным
школьникам / С. С. Славина. – М. : Просвещение, 1986. – 217 с.
41. Столяренко, С. И. Психология и педагогика : учебник для академического бакалавриата / Л. Д.
Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко под ред. В. Е. Столяренко – Изд. 4-е. – Ростов н/д :
Феникс, 2014. – 636 с.
42. Тончева А. В. Причины неуспеваемости современных школьников // Вестник Чувашского
университета. 2012. № 1 .
43. Тюменцева, Т. Д. Преодоление неуспеваемости младших школьников как психологопедагогическая проблема / Т. Д. Тюменцева, П. А. Капустина // Психология и педагогика XXI века:
теория, практика и перспективы : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 56 28 мая
2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 28-31
44. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. – М. : Изд-во Акад. пед. наук
РСФСР, 1949. – Т. 2 : Методические статьи и материалы. – 591 с.
45. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушин-ский. – М. : Изд-во Акад. пед. наук
РСФСР, 1952. – Т. 8 : Материалы биографические и библиографические. – 727 с.
46. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1987. – 590 с.
47. Цетлин, B. C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. – М. :
Педагогика, 1977. – 120 с.
48. Шипунова, Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного
поведения / Т. В. Шипунова. – М. : Академия, 2011. – 240 с.
49. Эльконин, Д. Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д.
Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М. : НИИОПП, 2006. – 157 с.
50. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах /Л. А. Ясюкова. –
СПб. : ИМАТОН, 2001.